Итак, Вы набрали в поисковике запрос «оптимизация сайта», «продвижение сайта» или «раскрутка сайта» и на Вас обрушилась лавина предложений быстро, недорого, эффективно вывести Ваш сайт на первые места в поисковых системах. Как разобраться в многообразии предложений, как выбрать компанию, которая действительно выведет сайт на первые страницы поисковиков и при этом этот результат будет долгосрочным, а не на 2-3 недели.
Оговоримся сразу, мы не научим, как сделать выбор, ибо универсальных советов и рекомендаций здесь нет. Мы лишь хотим рассказать какими методами пользуются оптимизаторы, какие из этих методов безопасны, а какие могут навредить.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ САЙТА
Создается структура сайта оптимизированная для поисковых машин. Существуют стандартные правила технической оптимизации:
Использование заголовков и мета-тэгов
Может показаться странным, что мы об это говорим, но как показывает анализ многих саратовских (и не только) сайтов, эти простые правила «разработчики» используются далеко не всегда.
Итак, тэг заголовка TITLE, мета-тэги Description и Keywords (мета-информация о странице) – обязательны к заполнению всегда, в каждом разделе сайта!
TITLE - несет смысловую нагрузку страницы и является ее заглавием.
Description – должен содержать расширенный заголовок или описание того, что находится на данной странице, а Keywords – список основных ключевых слов данной страницы, перечисленных через запятую.
Меню и навигация
При разработке структуры сайта, основных меню и навигации на сайте, необходимо учитывать ряд важных для поисковой оптимизации, факторов:
- Однообразность и правильность внутренних ссылок;
- Правильность ссылочной адресации, с точки зрения спецификации HTML;
- Отсутствие на сайте страниц-дублей (одинаковых страниц с разными адресами);
- Использование на сайте текстового меню. Известно, что поисковые системы практически не индексируют коды скриптов (JavaScript, VBScript), файлы апплетов (Java-приложений) и флэш-ролики (Macromedia Flash), а вариантов реализации различных выпадающих меню, реализованных с их помощью, существует множество. Чтобы избежать проблем при индексации сайта, следует использовать варианты навигации, где в меню используются прямые ссылки, индексируемые роботами, либо, в крайнем случае, – дублировать «скриптовые» и флэш-меню прямыми ссылками;
- Наличие «карты сайта», упрощает индексацию страниц роботами поисковых систем.
Оптимизация кода страниц
Очень многие web-разработчики создают титульные страницы размером 200 Кб и более. Основные причины объемности страниц – «неоптимизированные» графические элементы, «лишний код» (такой код обычно генерируется некоторыми HTML-редакторами в больших количествах) и переизбыток контента. Проблемы больших страниц очевидны – это скорость загрузки и трудности с индексацией.
Работа с текстом
Уже не для кого не секрет, что наличие на сайте высокорелевантных текстов позволяет значительно повысить видимость в поисковых системах. Это один из основных принципов оптимизации и продвижения сайтов. Если вы будете размещать на сайте уникальные и интересные материалы – ваш сайт сможет выйти по интересующим вас запросам на первые страницы поисковых систем. Этот путь оптимизации наиболее трудный, но он имеет долгосрочный эффект.
Мы рассказали вкратце о принципах технической оптимизации сайтов. Как показывает наша практика работы это наиболее предсказуемый и стабильный метод. Эффект дает именно техническая оптимизация в сочетании с правильно составленными информационными материалами. Также необходимое условие – регулярная работа с сайтом.
Теперь поговорим о «шаманских» методах продвижения сайтов. Почему мы называем их шаманскими – дело в том, что в той или иной степени они призваны «быстро вылечить» ваш сайт и вывести его в лидеры по определенным поисковым запросам. Сразу оговоримся, как правило, такие методы являются спамом и наказываются поисковиками. Таким образом, используя подобные способы продвижения можно быстро «взлететь» наверх, но и также стремительно рухнуть вниз. Это как применение анаболиков в спорте.
Манипуляции с текстом
Этот метод не является запрещенным, но тут главное знать меру. Многие увлекаются напичкиванием страницы ключевыми словами, что как минимум отрицательно сказывается на «читабельности» текста. Оптимальным считается частота употребления слов 5-7%. Опытные оптимизаторы утверждают, что позиция документа с частотой ключевого слова более 7% в результатах поиска может быть понижена. Скорее всего, существуют пороговые значения наличия ключевых слов на странице, после достижения которых, дальнейшее увеличение частоты не увеличивает релевантность документа. Итак – оптимизация текста под поисковые фразы абсолютно легальный и достаточно эффективный метод продвижения сайта.
Спамом следует воспринимать следующие методы манипуляции с текстом:
Размещение невидимого или практически невидимого текста (использование на странице мелкого текста, текста одного цвета с фоном, текста закрытого изображениями, в невидимых слоях, в отрицательных координатах).
Публикация текста, который пользователь видит, но этот текст предназначен для поискового робота. Примером могут служить: автоматически генерируемые бессвязные тексты с высоким процентом ключевых слов, страницы, состоящие из перечисления возможных поисковых запросов (работа в Интернете, заработок в Интернете, создай свой бизнес в Интернете).
Использование дорвеев
Дорвей (от англ. doorway) — технология, часто используемая как метод поискового спама. Фактически это страница сайта, оптимизированная под одну или несколько поисковых фраз с целью попадания на высокие места в результатах поиска.
Если вы создали страницы для того, чтобы их читали посетители сайта, а не для поисковых роботов, то никаких штрафных санкций по отношению к вашему ресурсу не будет. Если же вы создаете страницу, которая не содержит информации и не представляет интереса для потенциального посетителя, а которая перебрасывает (редиректит) пользователя на основной ресурс, то эта страница — самый настоящий поисковый спам. Использование таких методов, как правило, наказывается поисковыми системами. Ваш сайт может быть навсегда исключен из базы данных поисковика.
Злоупотребление тегами
На релевантность страницы влияют внутреннее оформление текста на странице, а именно теги h1-h6, b, strong, em, i. Также (мы об этом говорили ранее) на релевантность страницы влияет наличие ключевых слов в title и мета-тегах description и keywords..
Здесь все по аналогии с высоким процентом содержания ключевого слова на странице. Если весь текст оформить тегами h1 или b, то пользы это не принесет. Поисковые давно научились воспринимать такие выделения как обычный текст. Также не принесет значительной пользы многократное повторение ключевых фраз в Title, Description и Keywords.
Можно относиться к злоупотреблению тегами и мета-тегами довольно спокойно. Поисковые системы довольно лояльно относятся к этому виду оптимизации документов. Здесь есть очень простое правило: готовьте материал для сайта так, чтобы его было удобно и приятно читать посетителю сайта. Не думаю, что Вам будет комфортно читать такой текст, даже если он будет содержать массу полезной информации. Тогда и для поисковика эта страница будет более значимой.
Клоакинг
Клоакинг (англ. to cloak — маскировать) — работаweb-сервера, когда посетитель сайта, видит одно содержимое, а поисковая машина — другое.
Клоакинг позволяет скрыть спам, с помощью которого страница находится высоко в результатах поиска, и выдать пристойное содержание пользователям.
Клоакинг достаточно дорогостоящий способ поискового спама. Отследить его обычному пользователю практически невозможно.
При этом необходимо знать, что поисковые системы очень жестко наказывают за использование клоакинга на сайте.
Свопинг
Свопинг (code swapping) — оптимизация страниц для достижения желаемых позиций в результатах выдачи поисковых систем с последующим значительным изменением содержимого документа, когда нужное положение страницы в выдаче достигнуто.
Логика использования этого метода не совсем очевидна. Ведь после возврата страницы к первоначальному состоянию, после первой переиндексации обязательно снизятся позиции сайта в выдаче поисковиков.
Скорее всего, это нужно для того, чтобы достичь быстрого результата, зафиксировать его, получить с заказчика деньги, а потом убрать с сайта спам. Таким образом, заказчик получает быстрое продвижение сайта. Исполнитель получает гонорар. Правда результат такой «оптимизации» будет недолгим.
Использование ссылочного спама
Ссылочный спам — размещение ссылок на сайт исключительно для их учета поисковыми системами, с целью повлиять на видимость сайта в результатах поиска.
К ссылочному спаму относят:
Невидимые ссылки.
Автоматические системы обмена ссылками.
Линк-фермы (link farms — взаимные перекрестные ссылки между группой проектов).
Нечитабельные ссылки — длинный перечень ключевых слов со ссылками, лишенный смысловой или визуальной нагрузки.
Ссылки с брошенных доменов (или киберсквоттинг)
Владелец сайта имеет право размещать ссылки на дружественные проекты, на интересные ресурсы, поэтому обмен ссылками неоднозначен. Как правило, наказывается использование невидимых ссылок и автоматический обмен (без участия человека). Как показывает наша практика, если на сайте размещены интересные, уникальные материалы на сайт будут ссылаться другие ресурсы Сети и такие ссылки будет иметь весомое значение для поисковых систем.
Белые, серые и черные методы оптимизации сайтов
В Интернете устоялась дифференциация методов оптимизации сайтов в зависимости от метода работы:
Белые методы — когда считается, что все действия, проводимые над сайтом, не повлекут за собой наложение штрафных санкций поисковых систем..
Черные методы — когда гарантируется достижение результатов неблагонадежными способами, но при этом не берется ответственность за возможное наказание со стороны поисковых систем.
Серые методы — когда оптимизация проводится на грани допустимого.
На наш взгляд, практически любые воздействия на алгоритмы поисковой машины можно расценивать как спам. Исключением может быть только техническая оптимизация сайта и работа над информационным наполнением.
Мы рассказали лишь о некоторых способах оптимизации и продвижения сайтов. Кто информирован, тот вооружен.
Безусловно, выбор использовать ли белые или черные методы оптимизации сайта за вами.