Оферта на сайте: обязательно ли ее размещать? Зачем она нужна? Что можно в ней писать?
В начале ноября пользователи, которые хотели совершить покупку на сайте ozon.ru, столкнулись с очень приятной для них ошибкой. Цена на многие товары была снижена до 50 рублей или даже меньше. По словам представителей Озона это произошло из-за некорректного применения скидок к товарам.
Но важно не это, ведь сбои и ошибки случаются даже у самых крупных магазинов. Важно то, что было дальше, а дальше Озон отменил все заказы, оформленные на товары с ошибочной ценой. Естественно, это вызвало недовольство у огромного количества тех, кто хотел закупиться со скидкой больше 90% Люди ссылались на то, что по закону продавец обязан исполнить заказ с момента его получения. Но оказалось, что все не так просто. Озон объяснил отмену заказов, сославшись на свою оферту, в которой есть пункт о том, что Озон может аннулировать заказ со своей стороны.
Кто же прав? Что говорится о таких ситуациях в законе? Зачем интернет-магазину оферта, и что она дает? Давайте разбираться!
Для начала стоит вспомнить изменения в правилах продажи товаров в розницу, которые вступили в силу 1 января 2021 года. Эти изменения говорят в том числе и про оферту, и про момент, когда у продавца возникает обязательство выполнить заказ покупателя.
До 2021 года оферта была необязательным элементом. Многие размещали ее у себя на сайте, но можно было работать и без этого. Сейчас оферта должна быть у всех, кто продает что-либо в розницу. Даже если нет полноценного интернет-магазина, а все продажи идут через социальные сети, все равно нужно подготовить оферту.
Можно сделать это самостоятельно, но лучше всего составлять оферту вместе с юристом, чтобы избежать ошибок и двояких формулировок.
Оферта поможет сделать отношения между продавцом и покупателем прозрачными и понятными. Если возникают какие-то разногласия или вопросы, идем и читаем, что написано в оферте.
Это касается и ситуаций, аналогичных той, что произошла с Озоном. Теперь в правилах торговли говорится, что бизнес вправе самостоятельно определить в оферте момент, когда возникает обязанность выполнить заказ, полученный от покупателя.
Можно прописать в той самой оферте необходимые условия, и в случае возникновения вопросов обращаться к этой оферте. Например, можно использовать бизнес-процесс, который работал и раньше, но был на грани законности. Суть его в том, что пользователь, делая заказ на сайте, как бы оставляет заявку, а магазин перед продажей проверяет, может ли он выполнить заказ на условиях, указанных в этой заявке, или нет.
Как видите, грамотное составление оферты для интернет-магазина может защитить от многих неприятных и даже опасных ситуаций. Составив оферту и прописав в ней все необходимые и важные для вас условия, вы застрахуете себя от недобросовестных покупателей и собственных ошибок.
Более подробно про оферту и ее значение рассказал юрист Павел Мищенко. Если у вас остались вопросы, отправляйте их нам, заполнив форму внизу страницы. Если вопросов будет много, мы передадим их Павлу и проведем с ним вебинар, во время которого он даст ответы и свои комментарии на тему оферты и онлайн-торговли.